Хламидиоз кошек
Проблема кошачьего хламидиоза является актуальной в связи с широким распространением возбудителя инфекции. Причиной изучения этого заболевания послужило обнаружение в 1942 г. в США Банером микроорганизмов, вызывающих атипичную пневмонию у кошек. Ими оказались хламидии вида Chlamydia psittaci.
Хламидиоз, выявленный у птиц и млекопитающих, в частности у кошек, является зооантропонозом. В связи с этим всестороннее изучение хламидиозов признано Всемирной организацией здравоохранения одним из главных современных направлений.
В целом, по данным М. В. Макеевой (2001 г.), носительство хламидии выявляется приблизительно у 70 % кошек. Инфекция, вызванная Chlamydophila felis, обычно протекает в виде кератоконъюнктивита, реже в виде таких системных заболеваний, как пневмония, урогенитальные поражения [1]. Возбудитель — облигатный внутриклеточный паразит, обладающий ригидной клеточной стенкой. Паразит занимает промежуточное положение между бактериями и вирусами, имеет вид мелких грамотрицательных кокков, содержащих ДНК и РНК. У возбудителя две формы жизненного существования микроорганизма: элементарное тельце — высокоинфекционная форма возбудителя и ретикулярное тельце — малоинфекционная форма. Проникновение элементарных телец в клетки хозяина происходит при фагоцитозе. В основном хламидиозная инфекция в чистом виде существует только в начальной стадии ее развития. Учитывая, что хламидии поражают открытые полости организма, где находится множество других микроорганизмов, нередко условно патогенных, становится очевидной их провоцирующая роль. Хламидии паразитируют внутри клеток организма, создавая при этом благоприятные условия для развития другой микрофлоры за счет прямого воздействия на клетки слизистых оболочек. Вследствие этого обнаруживаются смешанные или вторичные инфекции, которые протекают в значительно более тяжелой форме, чем вызванные одним возбудителем [2]. В последние несколько лет исследования 357 кошек и 112 котов с различными патологиями респираторного и урогенитального трактов позволили установить, что хламидиоз передается воздушно-капельным и половым путями. Элементарные тельца (инфекционные единицы хламидии) были выявлены у 42,8 % исследуемых животных.
При этом в начале заболевания обычно отмечается незначительное повышение температуры.
Зараженные кошки, как правило, чувствуют себя хорошо, несмотря на явный конъюнктивный дискомфорт. Конъюнктивит в большинстве случаев поражает сначала один глаз, но уже через несколько недель поражает и второй. Болезнь может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев и нередко принимает хроническое течение.
Острая форма конъюнктивита при хламидиозе имеет короткий инкубационный период (от 5 до 10 суток); начинается с серозных выделений из глаз, затем переходит в слизисто-гнойные вследствие вторичной бактериальной или вирусной инфекции. Иногда наблюдается отек конъюнктивы — хемоз [3]. При хронической форме развивается фолликулярный конъюнктивит, при этом в уголках глаз обнаруживаются мелкие, расположенные на поверхности фолликулы.
Наиболее опасным осложнением при хламидиозной инфекции у кошек и котов является бесплодие. При коитусе от инфицированных кошек заражаются коты и наоборот. Инфицированный отдел шейки матки является персистирующим резервуаром хламидии и служит источником возбудителя инфекции. У котов хламидии локализуются в семенниках и выделяются со спермой. Хотелось бы также отметить, что не всегда обнаружение хламидии в конъюнктиве подтверждалось выявлением их в урогенитальном тракте, так же и наоборот. Необходимо учитывать, что выделение хламидии в мочеполовой тракт редко сопровождается заметными клиническими проявлениями. Регистрируют также хламидиозный неонатальный конъюнктивит. Обычно заражение котят происходит трансплацентарно либо при прохождении через половые пути инфицированной матери. Наиболее часто инфицируется конъюнктивальный мешок и носовая часть носоглотки, в результате чего у новорожденных развивается конъюнктивит и хламидиозная респираторная инфекция, обычно впоследствии завершающаяся атипичной пневмонией.
Особенностью хламидиозной инфекции, значительно усложняющей эпизоотологический надзор за ней, является ее часто хроническое течение со стертой клинической картиной.
Поэтому важнейшим этапом в системе проведения ветеринарно-санитарных исследований для своевременной профилактики, а также специфического лечения кошачьих хламидиозов является ранняя и точная лабораторная диагностика болезни.
До настоящего времени наиболее важным прямым методом выявления хламидий считалась культура клеток. Культуральный метод трудоемок и занимает много времени. В настоящее время в ветеринарной практике используются медицинские хламидийные диагностикумы, при которых используют метод иммунофлуоресценции, который обладает недостаточно высокой специфичностью.
Хлами-Орн — первый зарегистрированный в России препарат для выявления хламидиозной инфекции у животных. Диагностические антитела, входящие в состав набора, позволяют выявить все штаммы
Chlamydia psittaci и диагностировать как острую, так и латентную форму заболевания. Препарат может быть использован в любой лаборатории, оснащенной люминесцентным микроскопом.
Однако сегодня одним из наиболее перспективных подходов к прямой диагностике инфекций следует считать специфичную амплификацию нуклеиновых кислот in vitro и, в частности, наиболее разработанный вариант такой амплификации — метод полимеразной цепной реакции. При лабораторном исследовании котов и кошек можно проследить динамику элиминации возбудителя из эпителиальных клеток в процессе активного лечения.
Основной задачей при терапии кошачьих хламидиозов становится достижение клинического и этиологического лечения.
Для лечения хламидиоза применяют антибиотики тетрациклинового ряда, которые подавляют ферменты, участвующие в синтезе ДНК и белка хламидий, эффективен также тилозин, эритромицин. Носовую полость и глаза промывают антисептиками, используют глазные мази или глазные капли Депра-2, Барс, Ирис. Хорошие результаты были получены при использовании совместно с антибиотиками максидина, иммунофана, фоспренила, гамавита (аминовит-БМ), лактобифида, а также препаратов интерферона в различных сочетаниях.
По данным М. М. Рахманиной и соавторов (1994 г.), для лечения и профилактики хламидиозов эффективен препарат витафел. Для стимуляции естественной резистентности полезно использовать лактоферон, цамакс со спирулиной или морскими водорослями. Для восстановления нормальной микрофлоры — лактобифид. Параллельно лечению проводится витаминотерапия. Специфичных биопрепаратов для лечения кошачьего хламидиоза нет. Применяют противовирусные препараты — циклоферон (согласно наставлениям по их применению), каме внутримышечно в дозе 1 мл на 12,5 кг живого веса тела 1 раз в день, фоспренил внутримышечно в дозе 0,2 мл при массе тела до 1 кг и в дозе 0,5 мл при массе от 1 до 5 кг.
Лечение фоспренилом проводят по следующей схеме: с 1-го по 2-й день — по 4 инъекции в сутки (через каждые 6 часов); с 3-го по 10-й день — по 3 инъекции в сутки (через каждые 8 часов); с 11-го по 13-й день — по 2 инъекции в день (через каждые 12 часов); 14-й и 15-й дни — по одной инъекции в сутки. У животных, склонных к аллергическим реакциям, фоспренил следует применять на фоне противогистаминных препаратов. При хламидиозе кошек эффективна фитотерапия иммуностимулирующим препаратом Виватон.
Для профилактики хламидиоза у кошек применяют следующие вакцины:
- вакцина Katavac Chlamidia (живая вакцина)
- вакцина Хламикон (инактивированная вакцина)
- вакцина Мультифел-4 (инактивированная вакцина)
- вакцина Феловакс-4 (ассоциированная вакцина)
- вакцина Nobivac For Cat
В заключение хотелось бы отметить, что необходимо обеспечить надежную систему контроля за хламидиозом кошек и котов в условиях мегаполиса, которая должна включать:
1. вакцинопрофилактику;
2. обеспечение ранней диагностики;
3. проведение раннего и эффективного лечения больных животных;
4. профилактическое обследование всех племенных особей.
Литература
1. Обухов И.Л., Васильев Д.А. Хла-мидиоз кошек. Ульяновск, 2003.
2. Федоров Ю.И., Верховский О.А. Иммунодефицит домашних животных. М., 1996.
Н. С. Китаев, аспирант кафедры инфекционных и инвазионных болезней,
С. В. Топорков, студент 3-го курса факультета ветеринарной медицины,
О. Г. Петрова, д-р вет. наук, зав. кафедрой инфекционных и инвазионных болезней,
Уральская государственная сельскохозяйственная академия, Екатеринбург